Сергей Голубицкий
2015 год по сравнению с 2014-м, конечно, был
намного хуже в плане экономической ситуации. Соответственно, объемы продаж
программного обеспечения снижались. Но, на мой взгляд, во времена потрясений и
экономических катаклизмов программные продукты класса CRM не просто должны
сохранять свои продажи, но, наоборот, увеличивать их. Это, прежде всего, связано
с тем, что компании, стремящиеся пройти период кризиса, будут стараться всеми
способами (в том числе и с помощью информационных технологий) оптимизировать
свою работу. А, как мы знаем, CRM-системы помогают навести порядок именно во
взаимоотношении работы с клиентами и поставщиками.
Тренды ИТ-рынка
По оценкам ведущих аналитических агентств, в
2012–2013 годах рост рынка CRM (продажа лицензий, поддержка и услуги по
внедрению) находился на уровне 15–25%, а участники данного рынка пытались
преодолеть барьер в $100 млн. Но, как тогда отмечали аналитики, к сожалению,
этого не произошло: рынок CRM оказался на уровне $90 млн, поскольку сократилось
число крупных внедрений на тысячу рабочих мест, особенно в банковской отрасли,
где большинство таких проектов уже подошло к своему завершению. Однако
наблюдался рост проектов в среднем и малом бизнесе, в торговле и телекоме, на
транспорте и в других отраслях, что стало свидетельством изменения вектора на
рынке и его дозревания.
В 2014 году, как считают аналитики, рынок CRM
увеличился на 10%. Рост мог быть и больше, однако на динамику рынка повлияла
сложная экономическая ситуация, сложившаяся в конце года, а также скачок курсов
валют, из-за которого лицензии на иностранные решения стали дороже для
отечественных заказчиков. Еще один фактор снижения динамики — сокращение числа
крупных проектов.
Тогда же, в 2014-м, прогнозировалось, что на
следующий год рынок CRM все-таки продолжит свой рост, но уже с уровнем 5%. Это
обусловлено именно тем, что CRM-решения используются как инструмент для
зарабатывания денег. Причем, как мне кажется, падения спроса на CRM-системы не
будет, а, наоборот, обострение конкуренции позволит сохранить продажам CRM
положительную тенденцию.
В 2016 году, на мой взгляд, отрасли, прежде
обращавшие не слишком много внимания на CRM-системы, будут вынуждены обратиться
к ним. Как я писал выше, это обусловлено именно конкуренцией между компаниями, а
CRM, конечно при правильном внедрении и использовании, помогут держать с
клиентом, партнером и поставщиком постоянный положительный контакт. Отрасли,
которые раньше считались аутсайдерами (страхование, недвижимость, транспорт,
телекоммуникации), я думаю, больше сил и средств будут вкладывать в CRM-решения,
чтобы остаться на своих рынках.
Ввиду сложной экономической ситуации клиенты в
большей степени станут ориентироваться на получение быстрого результата.
Длительные проекты окажутся единичными. Поэтому вероятно преобладание
«коробочных» решений с минимальными доработками. Компании, которые не имеют
своих ресурсных емкостей или не хотят эти ресурсы использовать, предпочтут для
размещения CRM-систем облачные технологии, что также является актуальным и
определенным ориентиром потребностей клиентов. Соответственно,
компании-интеграторы и производители будут развивать такие направления и
расширять возможности облачных CRM-решений.
Импортозамещение
С 2015 года наше правительство весьма активно
продвигает идею импортозамещения программного обеспечения. А с начала 2016-го мы
видим составление государственного реестра (каталога) программного обеспечения,
усиление требования правительства в отношении государственных компаний
отказаться от приобретения и использования иностранного ПО и ориентироваться
только на российские программные продукты. Безусловно, это затронет и рынок CRM.
Большинство потребителей CRM — коммерческие компании, которые могут и не
учитывать рекомендации правительства, но определенное воздействие на рынок,
конечно, будет оказано. Думаю, в 2016 году мы увидим рост на рынке CRM,
поскольку эти системы расцениваются бизнесом как способ выживания и повышения
конкурентоспособности.
Итак, какие же рекомендации можно дать
ИТ-директорам, директорам и собственникам компаний?
Во-первых, если в
настоящее время в ваших компаниях не используются указанные продукты —
присмотритесь к ним, ознакомьтесь с принципами работы и результатами, которые
могут дать такие решения. Возможно, это послужит новым толчком в развитии вашего
бизнеса, а в некоторых случаях и позволит сохранить компании.
Во-вторых, если
вы все же поймете, что CRM вам нужна — проведите самостоятельно, а лучше с
привлечением специалистов, обзор уже готовых решений. Предложений на рынке более
чем достаточно, а вот оптимальных вариантов, подходящих именно вам и способных
масштабироваться в ближайшие 7–10 лет, может быть и не так много. Сделав
правильный выбор, вы сэкономите значительные средства и избежите лишних расходов
на приобретение заведомо избыточного и не совсем нужного решения.
И в-третьих, если
вы определились с системой и готовы к внедрению и процессу изменений — найдите
партнера, который вам в этом поможет. В этом случае как раз экономить не нужно,
ведь от профессионализма вашего партнера по внедрению и зависит конечный
результат. Эффект вы получите после внедрения, когда максимально быстро сможете
использовать все преимущества установленной вами CRM-системы.
Удачи вашему бизнесу!
24.05.2016
allcio.ru